Центр культуры и современного искусства им. Ю.А. Гагарина представляет творчество художника-модельера Августины Николаевны Филипповой в рамках реализации проекта «Северное сияние России: культурный код Августины Филипповой» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.


Известная в Якутии и далеко за ее пределами художник, модельер-новатор, режиссер и писатель Августина Филиппова представит в честь своего 75-летия выставочный проект "Сказки зимы", раскрывающий зрителю ее творческое высказывание и философское прочтение смыслов ритуальной, декоративно-прикладной и устной традиции.
Выставка репрезентует те грани таланта художницы, которые не так хорошо известны широкой аудитории, а именно ее графические и литературные работы.
Выразительность и гармоничность образов ее уже культовых костюмов, таких как "Чолбон", Чыысхаан", "Эллэйада", "Туймаада" рождается из глубинного проникновения в природу традиционной символики, обрядовости, серьезного изучения и интерпретации истории якутского костюма, украшений и философии народного самобытного творчества.
В эскизах, зарисовках, самостоятельных графических произведениях, в сказках мастерицы заключается весь спектр ее художественного опыта, отражается ее долгий путь режиссера народного театра, педагога, художника-постановщика, новатора якутского этно-стиля.
В рамках данного выставочного проекта организаторы ставят задачу не только показать творческую лабораторию автора через многочисленные эскизные работы, но и раскрыть неизвестную ранее многим сторону творчества Августины Николаевны - мастерство Сказителя.
Также в экспозицию вошли работы якутских мастеров-кукольников, призеров конкурса авторской куклы «Алыптаах холбука» по мотивам творчества Августины Николаевны.


Зимние истории
Аудиосказка

Августина Филиппова


Любовь Чысхаана и Чолбон-Куо

Открывается дверь, и в клубах морозного пара входит мой дед Басылай – ресницы в инее, на воротнике снег. Бабушка Седёччия, с румянцем на щеках и с ясными, как звездочки, глазами, встречает его привычным вопросом: «Ну как, дед, что рассказывает сегодня наше небо?» И начинает накрывать на стол. А мы, малышня, подбегаем к нему со словами: «Деда, расскажи еще про Быка Зимы».
Дедушка, похожий на доброго сказочника Сэркэн Сэсэна, стряхивает с себя снег, снимает шубейку, берет табурет и садится к очагу. Лучиной достает из печи огонек, закуривает трубку и, медленно затягиваясь, начинает рассказ: «Вот, загнал скотину в хотон. Ну и мороз сегодня трескучий! Подоспел-таки Бык Зимы Чысхаан с неразлучным студеным ветром. Поплотнее завязывайте, ребятки, свое лицо-глаза, откусит Бык Зимы ваши носы, оцелует в щечки…»
Сидя на коленях дедушки, я слышу его размеренный голос, чувствую на голове его ласковые ладони, ощущаю, как по спине разливается тепло очага, как сладко слипаются веки…

***

И появляется перед моими глазами наш Бык Сагдяй у проруби. Широкая спина его покрыта заледеневшим белым панцирем, он смотрит на меня долгим тяжелым взглядом из-под заснеженных бровей, с шумом раздвигая ноздри, выпускает морозный воздух и жадно пьет из Маатта –речки. И кажется, что всей воды ему хватит лишь на несколько глотков Мотая огромной головой с устремленными в небо длинными рогами, он тяжело ставит ноги с толстыми копытами в глубокий наст... вот-вот перевернет землю вверх ногами…
Я становлюсь все меньше и меньше и на легких крыльях вылетаю через трубу вместе с красными искрами в бездонное синее небо…

***

Обширны владения госпожи Муус Кудулу – весь Ледовитый океан с вековечными льдами и седыми туманами. Переливаются разноцветными огнями северного сияния ледовые конусы-урасы. Мчатся-носятся снега и метели – любимые сыновья и дочери Госпожи Муус Кудулу.
Смотрит-любуется, виляя длинным хвостом, Лена-река на своего братца - Быка Зимы Чысхаана, нежно шепчет ему в ухо: «На высоком чистом небе Земли Саха блещет призывным светом, томится в одиночестве прекрасная звезда Чолбон-Куо, ждет - не дождется своего счастья…».
От таких слов забилось-затрепетало сердце молодого Чысхаана, не давая покоя. Забегал он взад и вперед по широкой равнине, завертел-закрутил все, что встретилось на пути…

***

Одержимый страстью, отправился в октябре Бык Зимы в путь и, заслоняя широкой спиной светлое небо, добрался в декабре до просторов земли Саха. Как увидела Чолбон-Куо его могучую красоту, разгорелся в душе ее огонь невиданного чувства! Как посмотрели они друг другу в глаза, ушла земля из-под их ног! И умчались они, взявшись за руки, далеко-далеко в вечное небо…
И затихла земля от жаркого пламени их неземной любви, замер в ночи весь мир в тревожном ожидании великого чуда. Лишь в черном небе горит-полыхает северное сияние, и кружатся пушистые лебеди-снега. Да искры горячей страсти Чолбон-Куо и Чысхаана залетают в дымоход каждого дома, зажигая огни любви. Наступает долгожданный Новый год, настает на Земле чудесная пора зарождения Новой Жизни.

***

Недолго длилось счастье Быка-Зимы и Чолбон-Куо. Повернулось к Земле Кюн Сандара Куо – Сияющее Солнце, и отломился один из рогов Чысхаана. Много ли, мало ли времени прошло – оторвался в феврале у Быка Зимы второй рог. Поднялось в марте Кюн Сандара Куо на среднее небо – рухнула у Быка Зимы голова, развалилась-рассыпалась громадная спина его, вырвался оттуда студеный воздух и весенним свежим ветром пролетел мимо Чолбон-Куо, будто прошептав ей: «До свидания, любимая, до будущей зимы...!».
И с тех пор в ожидании дорогого друга сияет Чолбон-Куо в вечном небе как знак немеркнущего света верной любви. А Бык Зимы Чысхаан со свистящими метелями-вихрями, с неукротимой бурей-пургой спешит-торопится каждую зиму на Землю саха, чтобы встретиться с долгожданной подругой.

Перевела с якутского Т.И. Петрова.

Авторская коллекция модельера

Августины Филипповой "У Лукоморья"


Новая авторская коллекция, отражающая новый этап творчества художника-модельера Августины Николаевны Филипповой, была создана в рамках реализации проекта «Северное сияние России: культурный код Августины Филипповой» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Известная в Якутии и далеко за ее пределами художник, модельер-новатор, режиссер и писатель Августина Филиппова представила в честь своего 75-летия коллекцию "У Лукоморья", раскрывающую зрителю ее творческое высказывание и философское прочтение смыслов русской декоративно-прикладной и устной фольклорной традиции, отраженной в народной сказке и интерпретированной величественным поэтическим слогом Александра Сергеевича Пушкина.
Коллекция репрезентует все грани таланта Августины Николаевны, весь спектр ее художественного опыта, отражает ее долгий путь режиссера народного театра, педагога, художника-постановщика, новатора и популяризатора этно-стиля в Якутии и за ее пределами, неутомимого исследователя философии народного самобытного творчества всех этнических культур России.
Выразительность и гармоничность костюмов коллекции, таких как "Плащ Волшебника", "Царица", "Царь Салтан", "Шамаханская царица", "Князь Гвидон" и "Царевна Лебедь" рождается из глубинного проникновения в природу традиционной символики, орнаментики, серьезного изучения истории славянского костюма и авторского прочтения образов главных героев, красочно запечатленных в лирическом повествовании сказок Пушкина.

1. Плащ Волшебника – на вершине дуба Лукоморья находится портрет А.С. Пушкина, светила русской культуры, в обрамлении якутского лировидного узора, напоминающего о лире как символе творчества и космической гармонии. Вокруг располагаются образы из его сказок: Кот ученый, Лебедь, Золотая рыбка, у основания дуба 33 богатыря, а также солнце, луна, звезды, водная стихия. Цепь на дубе состоит из 12 орнаментированных глаз, расположенных по кругу и символизирующих 12 месяцев, ход времени и истории, хранителем которых является ученый Кот. На оборотной стороне плаща изображен Руслан, борющийся с Черномором.
На головном уборе Волшебника сидит Золотой петушок.

2. Царевна Лебедь – костюм украшен перьями и головой лебедя, напоминающими о волшебном облике царевны, вышитыми образами из «Сказки о царе Салтане» на воротнике и по подолу платья: по синему морю корабли плывут к острову Буяну, царству Гвидона.

3. Царица – костюм декорирован меховой опушкой, богатой вышивкой и растительными орнаментами, символизирующими женское начало, связь с землей, плодородие, цветущую природу. Венец украшен православными крестами и религиозными мотивами.

4. Царь Салтан – роскошная меховая шуба с золотым шитьем и шапка, увенчанная крестом, а также нагрудный крест создают образ правителя могущественного и богатого русского царства, основой духовности которого является православная вера.

5. Гвидон – изысканный костюм князя исполнен в синих и голубых тонах, отсылающих к водной стихии: море спасло его от смерти, он правит на острове Буяне, там же он встретил и царевну Лебедь, свою княгиню.

6. Шамаханская царица – восточный костюм в темных тонах с золотой вышивкой создает загадочный, мистический образ царицы, за богатыми покровами которой таится сила чародейки, способной подчинять своей воле.
Видео
Шоу-программа